Нарын Турпанов - наш аксакал, старейший член Союза художников Кыргызстана, представитель и хранитель традиций реалистического направления республиканской школы живописи. И в то же время Нарын – это художник который много и смело экспериментирует. И не считает зазорным для себя учиться у времени, у своих коллег, зачастую младших по возрасту. Такое сочетание не случайно: художник соединяет в своем творчестве характерные черты двух основных направлений в изобразительном искусстве Кыргызстана. С одной стороны – это уважение к традиции. С другой стороны – открытость к инновациям. А вместе – это умение переплавить опыт поколений и не потерять свое лицо, двигаясь в русле современных мировых тенденций.
Еще в пору создания национальной школы живописи, в середине 30 годов, в ней, как в нормально развивающемся художественном явлении, появились две равноценные и разноликие ветви. Временами превалировала то одна, то другая сторона. Но обе сохранялись всегда.
Во-первых, это самобытная традиционная живопись, сформированная на основе европейской русской школы. Искусство простых людей, понятное им и защищающее представления о жизни и искусстве. Практически все художники Кыргызстана прошли эту школу профессионализма и мастерства.

Во-вторых, параллельно развивалась другая линия – линия экспериментов. Особенность Кыргызстана в том, что это другое направление никогда не было нонконформистским, никогда не становилось в оппозицию основной линии, всегда пользовалось пониманием коллег-художников и интеллектуалов республики. Вторая линия – это киргизский примитивизм (Владимир Образцов, ранний Семен Чуйков, Гапар Айтиев), советский модернизм (Сатар Айтиев, Джамбул Джумабаев, Аман Асранкулов, Асакен Бейшенов). Это открытое освоение западного модернизма в эпоху перестройки представителями «Новой волны» (Жылкычы Жакыпов, Эркин Салиев, Кадыр Беков, Юристанбек Шыгаев и другие). И наконец, сейчас эта линия представлена художниками кыргызского постмодернизма (Каныбек Давлетов, Суютбек Торобеков, Ормоналы Идрисов, Адыл Байтереков).
Обе линии, переплетаясь, и питая друг друга идеями и формами, формировали своеобразие и уникальность нашей школы изобразительного искусства. И что удивительно: часто художники работали в этих двух направлениях параллельно, совмещая в одной работе и эксперимент и традицию.
По большому счету практически все художники республики работают профессионально и не забывают о пользе экспериментов. Все пытаются совместить в своем творчестве обе линии, но немногим это удается. Это удается таким талантливым художникам как Нарын Турпанов! Его реалистические работы – это и эксперимент, и крепкий профессионализм. Когда оцениваешь его работы, сразу становится понятно: людям это понравится, но не потому что, автор заигрывает с публикой и потакает ее вкусам. Он блестяще использует постмодернистское двойное кодирование. Его работы, и для публики, и одновременно внутри работы решаются профессиональные задачи. Незаметно, но всегда удачно, и здесь нет лицемерия. Это от простодушия.
Произведения мастера убедительно свидетельствуют: Нарын не разучился по-детски удивляться и жизни и искусству и потому не перестает удивлять нас своим творчеством. И это тоже наша школа- до белых седин оставаться ребенком, всегда современным и всегда мудрым. Это простодушие помогает нам избежать взрослого экстремизма. Это детская пластичность и отсутствие мелкого тщеславия помогает не застыть в бронзе. Нарын не боится разнообразия. Нет желания показать: как много я умею, в разнообразии - перспектива развития.Выставка открыта до 6 декабря в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.
Текст Гамал Боконбаев, фото Ксении Толканевой.