Кыргызстанские рукодельницы славятся своими талантами не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Традиционные выставки изделий ручной работы пользуются большим спросом. Каждый автор старается удивить оригинальностью своих произведений. Но в нашем городе трудится группа мастеров, которые производят на свет уникальные работы из стекла. Мы отправилась в мастерскую, для того, чтобы увидеть непосредственно цех, где творятся чудеса. Помещение, где рождаются изящные и хрупкие композиции расположился в районе Восточной промзоны. Рукодельниц мы застали за работой, и мастер Галина Аржаева любезно согласилась ответить на несколько наших вопросов.
- У простого обывателя существует мнение, что работа по стеклу в основном производится мужчинами…- На самом деле я совершенно с этим не согласна. В нашем производстве работает трое, я, мой любимый человек Вячеслав, который и научил нас всему и еще одна девушка Елена. В Европе в основном подобные произведения выпускают женщины и девушки. Относить эту работу к мужской или женской нельзя и разделять по такому признаку, ведь она творческая.
- Скажите, а как давно вы занимаетесь этим ремеслом?- Лет десять. Все начиналось с простых витражей для интерьера, стеклянного пола, потолка, а затем медленно мы «перетекли» в творческое русло. И даже стали создавать скульптуры. Кстати одна из них в виде крыла стоит в Алматы. Всему нас научил Вячеслав, придумывал станки, экспериментировал. По профессии я бухгалтер в строительстве. Мой отец был творческим человеком, постоянно рисовал. Одним словом любовь к искусству мне привили родители.
- Скажите, откуда вы черпаете вдохновение?- Лично меня вдохновляет абстракция, мне нравится само стекло и его абстрактные явления, как оно легло в произвольную форму, и я считаю, что это уже искусство. При этом современное. А если говорить о направлении, то все наши работы позитивные, ведь мы вкладываем в них душу.
- Какую послание или миссию несут ваши произведения для человека, которых их приобретает?
- В первую очередь эстетическую функцию, украшает дом, радует его хозяев. Бывает даже так, что мы делаем вместе картины заказчиком. Он тоже творит в нашей мастерской. В основном покупают такие произведения, те, которые ценят стекло, в том числе и итальянское.
- Вы пока еще не выставляли на экспозициях свои работы?- Нет, но в ближайшее время планируем провести самостоятельную выставку, представим более 20 произведений. Наша главная цель показать возможности данного материала. Одним словом стекло будет представлено с другой стороны.
- Ведь этот процесс очень трудоемкий и сложный?- Конечно, порой бывают такие случаи, когда выкладываешь картину из крошки, а затем в печи возникает несовместимость стекла и все разлетается на мелкие кусочки. Когда мы создавали статую из стекла, она несколько раз разбивалась в печи. Ведь многое зависит от производителей. Мы не знаем насколько правильно были соблюдены технологии обжига, и во время температурных перепадов происходит критический момент и к сожалению разлетается. Стекло заказываем, а крошку изготовляем сами, ведь у нас есть специальные ступы. Там мы делаем разнофактурную крошку, отсеиваем. Что же касается трудностей, то самым трудным для мастеров является обжиг. Стекло оно само по себе самостоятельный материал и повести себя в печи оно может по-разному. Трудно и при составлении самой картины, ведь приходится не дышать, иначе крошка просто разлетится. Освоить производство было очень сложно, ночами проводили у печи, контролировали температуру.
- Чем вас привлекло стекло как материал для творчества?- Этот вопрос довольно сложный для меня, я просто увидела и меня это все заинтересовало. Я изучала работы европейских дизайнеров, какие произведения стоят в ландшафтах, высотой в десять метров. Это очень завораживает. Мы производим светильники, сувенирные декоративные тарелки, напольный дизайн.
- Спасибо большое, удачи вам и с нетерпением ждем «Стеклянной экспозиции».
Ксения Толканева, фото автора, текст газета "Мегаполис".