Под скромным названием «Дом счастья» открылась выставка скандально известных документальных фотографий из Кыргызстана Рены Эффенди. Об этом пишет журнал «Русский Newsweek».
Сама Рена родом из Баку, в 30 лет она отправилась в город Ош, чтобы сделать серию фотографий по истории о похищенной невесте. Однако, прибыв на место, Рена быстро поняла, что «яркие, разукрашенные фасады, благополучные места, где фотографируются на свадебные альбомы, символизируют фасад общества, но за этим скрывается многое другое». «Тогда я уже стала докапываться до изнанки», - вспоминает Рена.
Контраст между «фасадом» и «изнанкой» общества оказался настолько силен, что Рена задалась целью в рамках одной экспозиции показать людям и сияющие счастьем, словно сделанные из картона, «декорации», и то, что спрятано за ними. «С несколькими девушками, секс-работницами, наркозависимыми мне было интересно познакомиться поближе, и с ними я как раз проводила больше времени. Я записывала их истории. Для меня было шоком то, как они проходили через все эти испытания и все-таки оставались позитивными женщинами», - говорит Рена.
Серия фотографий «Дом счастья» предназначалась для французского журнала Marie Claire, что вкупе с таким же сложным, болезненным текстом навлекло после публикации на журналистку массу критики со стороны правительства Кыргызстана. И хотя текст писала не Рена, слова министра культуры КР в адрес статьи были предельно жесткими, материал охарактеризовали как «крайне непростительный».
Что интересно, все без исключения снимки – это не постановочное фото, а случайные мгновения, вырванные из жизни простого населения Оша. При этом фотографии практически не подверглись обработке: все, что было сделано, – это корректировка контраста и устранение царапин.
Получившаяся история «Дом счастья» в 2008 году была включена в призовой список 10-ти лучших историй года Испанским журналом фотографии OjodePez и фестивалем фотографии PhotoEspana.