Информационно аналитический портал «25MK» / Трагедия, которая не должна повториться

Трагедия, которая не должна повториться

Трагедия, которая не должна повториться
Кыргызская трагедия 1916 года болью отзывается в общественном сознании и через сто лет. Многотысячные безвозвратные потери людей, населявших северные регионы страны, как с одной, так и с другой стороны заставляют потомков задуматься о происшедшем. История учит о необходимости бережного отношения к межнациональным отношениям, к единству народов, населяющих нашу страну. В стихии восстания 1916 года творились чудовищные зверства, как со стороны восставших, так и со стороны карательных отрядов царских войск. Порой столкновения противоборствующих сторон принимали характер межнациональной агрессии на физическое истребление друг друга. Как показывает история, именно межнациональная резня рождает чудовищные жестокости. Ее природа не ясна. Так было в Карабахе и Сумгаите, так было в Фергане, так было совсем недавно у нас в Ошской области.


Трагедия, которая не должна повториться

Можно ли было бы избежать трагических событий 1916 года? Последние публикации отечественных историков и публицистов, опубликованные воспоминания современников тех событий свидетельствуют, что такая возможность была. Ведь сумел же авторитетный вождь Таласской долины Кызылбаш Кудайберген не допустить кровопролития в Таласской долине. Так же поступил грамотнейший для своего времени волостной управитель Талкановской волости Ашым Алымбеков. Разве не мудрость и дальновидность подвигли знаменитого Кадыр-аке с Иссык-Куля предостеречь подвластных от убийств и жестокостей, которые бы имели тяжелейшие последствия для них самих.
Разве можно обвинить Биялы бия, вождя суусамырских саяков, предотвратившего убийство безвинных русских людей и, тем самым, спасшего население целой долины от истребления карательными отрядами царских войск в коллаборационизме. А ведь именно так оценивает действия таких народных вождей один злополучный новоявленный «историк». Неужели этот «эксперт» по восстанию хотел бы уничтожения всего кыргызского народа, исхода всего населения в Китай?
А дело в другом. Дело в том, что, как правильно отмечено в Обращении на имя президента страны Атамбаева А.Ш., группы деятелей культуры в преддверии 100-летней годовщины восстания 1916 года «появилось много популистски настроенных людей, желающих показаться радеющими за отечество и народ, у которых на самом деле отсутствует национально-патриотический дух». А тему восстания, тему трагедии народа они пытаются использовать для воссоздания своего обветшалого политического имиджа.
Тем временем, до сих пор не изучены полностью причины восстания, его связь с событиями первой мировой войны, с противостоянием России с Германией и Турцией, роль турецких эмиссаров, религиозный фактор восстания. Между тем, на этот счет за годы независимости опубликованы как в Кыргызстане, так и в России и Турции много новых источников. Чего стоят, например, воспоминания 97-летнего живого очевидца трагедии Мамбетсадыка Омуралы уулу о восстании кыргызов в Кочкорской долине, опубликованные в начале 90х годов. Они весьма правдивы и лишены ретуши цензуры.
Как выпускник исторического факультета советского периода смею заметить, что мы до сих пор в освещении событий прошлого находимся в плену ленинской догматики о классовой борьбе, о национальных освободительных движениях. Так происходит и в трактовке хода восстания 1916 года. Большинство исследователей темы, подтягивают свои анализы к подтверждению тезисов классиков. В их числе, что интересно, и отечественные историки с антисоветским уклоном. Везде против Ленина и Советов, а тут за! Где логика?


Урок далеких событий

Я думаю, что здесь речь идет об очень большой человеческой трагедии. И, соответственно, выводы должны быть в этом направлении: что каждый из нас сделал бы, если оказался в такой ситуации? Память о таких трагедиях не может служить политическим целям.
События 1916 года раскрывают перед нами целый пласт проб­лем кыргызского общества, которые привели к той трагедии - это вопросы международной политики, власти, отношений внутри общества, ценностей, морали и так далее. Все это есть осмысление событий столетней давности, все это - призрак, постоянно задающий нам вновь и вновь вопрос о том пути, по которому мы следуем.
Об этом предпочитают не говорить открыто. Но часть общества с некоторой тревогой смотрит на повышенный интерес к этим событиям, опасаясь проявлений негативных настроений и эмоций в обществе...
Эти опасения имеют реальную почву. В исследованиях конфликтов важна деконструкция таких парных связей как «мы и они», когда конфликт рассматривается не с точки зрения двух сторон и противоборствующих мнений.
Нужно находить другие прин­ципы рассмотрения таких событий. И поиск человечности в том аду - один из методов сглаживания и извлечения уроков.
Накануне 100-летия восстания 1916 года в Кыргызстане проходит Международный караван мира и единства народов «Сказ о Манасе на Великом шелковом пути». По словам организатора тура правозащитницы Токтоайым Уметалиевой, целью каравана является посещение мест, связанных с именем Манаса, в том числе описанных в повествованиях прославленных манасчы Саякбая Каралаева и Жусупа Мамая. В числе участников каравана известные отечественные и зарубежные историки-кыргызоведы, писатели, журналисты. Так, в Кыргызстан приехали с доброй миссией профессора университета Кохот из Внутренней Монголии (КНР) Ван Жие и Ма Хайшан, писатель Макелек Омурбай (КНР), писательница Алиман Садык кызы (КНР), профессор Синьцзянского университета Мамбет Турду (КНР) и целый ряд представителей творческой и научной интеллигенции.
В ходе пребывания в Кыргызстане участники Каравана мира и единства планируют встречи с местными аксакалами, санжырачы, молодежью.
По словам Токтайым Уметалиевой, из 200-тысячной диаспоры живущих в Китае кыргызов, 30 тысяч являются потомками тех, кто пережил трагедию 1916 года. Сейчас ту трагедию пытаются показывать как бедствие только одного народа – кыргызов, что может вызвать напряженность и перерасти в открытую вражду с другим народом – русским.
Мы не должны показывать эту трагедию только как единственное и трагическое событие в жизни двух народов. История совместной жизни двух народов, как и всех национальностей, населяющих Кыргызстан, имеет много положительного как в плане обмена хозяйственным опытом, так во взаимообогащении культур, в совместном труде по экономическому обустройству республики. Единство народов Кыргызстана и СССР прошло и суровое испытание в годы Великой Отечественной войны.
Продвижение идей дружбы и единства народов является первостепенной задачей идеологических институтов Кыргызстана, его гражданского сектора. Мы не может допустить повторения столкновения на межнациональной почве, как это было в 1916 году, как это затем было дважды на Ошской земле. В воспитании молодежи в духе дружбы и единства народов, на положительном опыте совместной жизни значение таких мероприятий существенно. Международный караван мира и единства организован усилиями неправительственного гражданского сектора страны. Воспитанию патриотизма и дружбы народов был посвящен также проект благотворительного общественного фонда «Агитбригада-1916», посвященная памяти кыргызстанцев, участников Великой Отечественной войны.
Государство, общественность, историки, писатели и журналисты, каждый из нас должен извлекать уроки из истории своего Отечества. Принимать меры по недопущению тех трагических событий, которые были, и великому сожалению, на нашей земле, призывать к бдительности. У нас и сейчас немало внешних и внутренних сил, готовых нарушить мир и покой наших граждан, натравить людей друг на друга.
9 июня 2016
Вернуться назад