Перфоманс в «Айпери»
Заброшенное здание «Айпери» расположенное в самом центре столицы вызывает немало различных мыслей. Глядя на выбитые стекла и отвалившиеся от стены плиты, невольно вспоминаешь те времена, когда этот салон был лучшим в городе.
Побывать здесь было очень престижно. Магазин «Лемонти», лучшие фотосалоны, бутики обуви и самый лучший и большой в городе салон красоты «Айпери» – все это в далеком прошлом.
Но такие разрушенные помещения вызывают не только воспоминания и сожаления о прошлой популярности салона. У творческих людей такие здания вызывают стремление творить. Поэтому накануне все мы получили уникальную возможность на экскурсию по заброшенному зданию.
Не смотря на проливной дождь, на необычное представление пришло несколько сотен зрителей. Организаторы были удивлены такому интересу к представлению. Артистам пришлось давать два показа, для того, чтобы все успели увидеть постановки.
Уже в холе здания стало понятно, что представление будет очень необычным. В помещениях была кромешная темнота, и только маленькие лампочки проливали небольшой свет на происходящее.
С 14 по 24 апреля в Бишкеке проходила серия теоретических и практических занятий в области искусства "Создание работы в контексте определенного общественного пространства" от группы художников Third Rail Project из Нью-Йорка Зака Морриса и Тома Пирсона.
17 отобранных участников - художники, актеры театра и танцоры Бишкека приняли участие в перфомансе, который представляет собой арт-работу в форме танца, театра, выступления.
Как сообщают организаторы, "арт-работа в контексте выбранного общественного пространства попробовала отразить прошлое и настоящее здания, его историю и особенности характера и архитектуры".
Организаторами мероприятия является международная организация CEC ArtsLink, поддерживающая и стимулирующая сотрудничество и обмен между представителями творческих профессий, менеджерами организаций культуры и искусства из США и России, а также стран Центральной и Восточной Европы, Средней Азии и Кавказа.
Что же нам удалось увидеть в постановке? Каждый сделал для себя свои выводы, но как нам показалось перед нами пронеслась жизнь обычного человека.
Представление началось с самого большого зала на третьем этаже, где еще в полной сохранности висит одна из самых огромных люстр в стране и блистает мозаика Герцена "Женщины".
Но люстра не горела огнями, и лишь в тусклом свете мы смогли различить участницу представления, которая была занята своим делом. Она собиралась мыть полы и тщательно выполаскивала тряпку.
Спустя пару минут, среди огромного числа гостей появились артисты, которые своим танцем сообщили об обычном утреннем пробуждении. Они умывались, расчесывались и готовились к обычной жизни – все синхронно.
Затем актеры увлекли нас ту часть здания, которая некогда была служебной. Мы следовали за ними по маленьким комнаткам. Порой они нас и сами увлекали в танец.
Перед глазами в полумраке проносились сцены из жизни героев. Одним из самых обсуждаемых действий пожалуй стало представление в большом зале, где почти обнаженного артиста поливали из ведер холодной водой.
А затем артисты снова пустились в танцы, и в это время кто-то разглаживал на брюках складки своему соседу, а тот в это время расчесывал ему волос – некая взаимная выгода. Но а разве не так бывает в обычной жизни?
Особую оригинальность и без того оригинальному представлению придавали сами заброшенные помещения и можно сказать, что зрители были в культурном шоке.
Справка
Сутью воркшопа является обучение участников уникальному хореографическому процессу создания работ, основанному на рефлексии места и отображения внутреннего состояния. Перфоманс сосредоточен на подчеркивании уникальных мнений, взглядов, тематик, перспектив и наследий, воплощенных в столичном художественном сообществе.
Хореографический процесс Third Rail Project заключается в создании оригинального визуального/подвижного материала, который сформирован непосредственно отдельными лицами, сообществами и пространствами, где они взаимодействуют. Их интерес заключается в создании танца, театра, выступления, который подчеркивает уникальные, утонченные формы тела и внутренний мир, которые сформированы особой исторической, культурной и социальной топографией общества.
Роман Салабай, Ксения Толкаева.