Бюрократическая электронная цифровая подпись в Кыргызстане

Бюрократическая электронная цифровая подпись в Кыргызстане
Мы продолжаем отслеживать ситуацию с введением правок в закон «Об электронном документе», которые значительно облегчили бы работу кыргызстанского бизнес сообщества. За разъяснениями, зачем и какие нужны правки в закон, мы обратились к инициатору – президенту Ассоциации поставщиков Гульнаре Ускенбаевой.

Зачем нужны правки в закон об электронном документе?


Наше правительство активно двигается в сторону создания электронного правительства. Создаются электронные базы данных, электронные обращения. Страна осваивает высокие технологии. И для того, что бы обмениваться данными через сеть интернет, нужно доказательство того, что ты – это именно ты, а не кто-то другой, взломавший сеть и дезинформирующий адресата. Просто паролем свою информацию, свои данные не всегда можно защитить. Такую защиту дает электронно-цифровая подпись. Любые важные документы заверяются ЭЦП. Это программа шифрует и защищает наши данные.

Сейчас мы столкнулись с проблемой, связанной с приобретением ЭЦП. Пока не в массовом порядке, но это грозит вылиться в нечто большее. Сдавая налоговую отчетность, ты приобретаешь ЭЦП. В СоцФонде ты снова должен купить электронно-цифровую подпись. И получается, что предприниматель вынужден приобретать снова и снова очередное ЭЦП.

ЭЦП в данном случае представляет собой печать, заверяющую документ. То есть когда вы подаете запрос или создаете документ, то подпись в конце документа удостоверяет вас, как физическое лицо. Печать же доказывает, что документ принадлежит юридическому лицу. Только если вы подтверждаете все документы одной печатью, в случае ЭЦП от вас почему-то требуют новую печать снова и снова. На самом деле электронно-цифровая подпись должна быть одна для всех документов.

Мы провели ряд круглых столов как в столице, так и в регионах, где и убедились в том, что нынешнее понимание ситуации, связанной с ЭЦП – это действительно проблема.  Причем в регионах ситуация еще хуже, ведь там финансовый поток намного меньше, чем в столице. Сотрудники госструктур не объясняют предпринимателям, что, по сути, им не нужно покупать новое ЭЦП снова и снова, что они могут пользоваться одной ЭЦП для всех структур. Они объясняют тем, что это не их задача. Очень сложно их в чем-то обвинить, потому что действительно нигде не прописано то, что они должны проводить разъяснительную беседу с предпринимателями. Но в том, что они требуют каждый раз новую ЭЦП я склонна видеть коррупционный мотив.

То есть, будь я предпринимателем, который уже приобрел одну цифровую подпись, я могу отказаться покупать другие, апеллируя тем, что печать, купленная ранее, тоже подойдет?


Да. Но тогда вам придется вести аргументированный диалог, причем аргументированный юридически. Вы добьетесь результата, потратив свое время, эмоции и ресурсы. Но эта победа будет касаться только вас, остальные же будут и дальше приобретать ЭЦП.

Кроме того в государственных структурах очень не любят, когда мы «умничаем» — а по их мнению мы именно умничаем, а не защищаем свои интересы. В идеале мы должны только беспрекословно слушаться и не пытаться оспаривать их слова.

Потому мы хотим, что бы был подзаконный акт, в котором однозначно бы говорилось, что чиновник должен спрашивать у предпринимателя, есть ли у него ЭЦП, и если оно есть – объяснять, что оно подойдет для любых других его документов, а не навязывать ему покупку электронно-цифровой печати в каком-либо месте. И в последующем, все электронные базы данных должны быть приспособлены к уже существующим ЭЦП, что бы люди не были вынуждены снова и снова платить.

Срок работы ЭЦП – он ведь тоже ограничен?


Срок работы ЭЦП не ограничен, другое дело в том, что ее действие ежегодно нужно продлевать. Это стоит 2500 сом. 2500 за поддержку и 2500 – стоит сама электронно-цифровая печать. Итого по 5000 несколько раз, и это только за год.

У нас в среднем 10 организаций, которые могут запросить ЭЦП, причем каждая свою. 10 ЭЦП по 5000. 50,000 сомом при открытии бизнеса ты потратишь только на ЭЦП?


Да, а для открытия отдельных видов бизнеса может понадобиться еще больше. Кроме того нужно учитывать, что ЭЦП – это небольшая флэшечка. И таких флешэчек у тебя будет минимум десяток – и ты должен знать наверняка, какая от чего: что для Соцфонда, что для Налоговой, что для Единого окна и так далее.

Возможно, это удобно для крупных компаний, когда разные подразделения отвечают за разные участки работы. Тогда и суммы за покупку и поддержку ЭЦП им не покажутся большими. Но как же малый и средний бизнес?

Есть информация, что и бухгалтер должен иметь отдельную ЭЦП. Это так?


Да, Соцфонд выдвигал такое требование, но бизнес-сообщество при поддержке Инвестсовета обсудили эту проблему и Соцфонд согласился с аргументами бизнеса и уже вносит изменения в свои нормативные акты. От компании им нужна будет только одна ЭЦП.



Изначально ЭЦП приобреталось для юридического лица – самого предпринимателя. Соцфонд же хотел заставить приобретать ЭЦП и физическое лицо – бухгалтера, возможно только временно работающего в компании.

Требование Соцфонда вызвало шквал негодования среди бизнесменов. Это был сильный резонанс, заставивший чиновников отказаться от своих требований. Как правило, Соцфонд не реагирует на жалобы и недовольства бизнеса, работая в рамках политики «мы сами знаем, что делаем».

По сути, законопроект изначально принятый для облегчения работы бизнеса, сегодня стал обузой?


Это как кухонный нож – можно накрошить капусту, а можно и убить человека.

Им воспользовались так. Это как кухонный нож – можно накрошить капусту, а можно и убить человека. К сожалению, наши чиновники предпочли «убить человека».

А мы хотим, чтобы подзаконный акт не дал таким чиновникам использовать закон в своих интересах. В законе об ЭЦП написана лишь основная информация – что это, зачем нужно. Закреплены основные ее положения, а вот механизмы ее использования можно описать в подзаконном акте.

Мы хотим, что бы в нем было прописано, как правильно пользоваться ЭЦП. Закон «Об электронном документе» был принят 5 лет назад, и, возможно, разработчики не предполагали, что в будущем возникнет такие проблемы, считая, что правильное использование ЭЦП – это само собой разумеющееся. Они не думали, что одни будут не в курсе ее верного использования, а другие воспользуются их незнанием. Сейчас такие случаи еще не стали массовыми, но все к этому идет.

Кыргызстан взял на себя обязательства перед ЕАЭС о создании общей электронной базы данных, и это будет еще одна база данных, для которой понадобиться электронно-цифровая печать.

При этом в России и Казахстане – одна ЭЦП на все…


В России одна и в Казахстане одна. В Казахстане, кроме того, она еще и бесплатная. Там государство взяло на себя обязанность обеспечения бизнесменов ЭЦП и потому у них совсем другая политика – им самим невыгодно давать снова и снова электронно-цифровую печать  для разных структур, ведь в их случае ЭЦП оплачивает правительство. Мы адекватно воспринимаем бюджет Кыргызстана и не требуем бесплатную ЭЦП. Мы просто хотим, что бы была только одна электронно-цифровая подпись.

А входя в ЕАЭС мы не должны придерживаться одного формата ЭЦП?


Этого требования нет, просто  действует «правило общежития». Мы не должны «мусорить» в «местах общественного пользования», но в своих «квартирах» можем делать что угодно, не мешая при этом соседям, т.е. каждое государство вправе самостоятельно решать какой механизм использования ЭЦП применять.

Разительные различия в их и нашем подходе к ЭЦП не помешают кыргызстанским бизнесменам вести дела на равных?



Мы итак менее конкурентноспособны, чем казахстанские бизнесмены. И такого рода излишние административные барьеры еще более снижают нашу конкурентоспособность. Образно говоря, наши чиновники забивают гол в наши ворота.

Не ставят ли вам палки в колеса, аргументируя это отсутствием тех или иных экспертиз, как это случилось с законопроектом Саляновой?



У нас легкий и простой законопроект, с которым все соглашаются. Все соглашаются – а работа не идет. Вижу некоторое противодействие со стороны отдельных чиновников и возникают подозрения, что существует коррупционный интерес. АППД не требует ничего сверхъестественного, ничего сложного.  Более того, наш подзаконный акт ни в чем не противоречит закону «Об электронном документе».

По сути, наше правительство регулярно заявляет о своем желании помочь малому и среднему бизнесу, однако этими проволочками добивается обратного…



О своем желании помогать малому и среднему бизнесу говорят топ-менеджеры – то есть руководители государств. А проволочки создает среднее и нижнее звено…

Эдакие нерадивые продавцы, которые своим отношением портят весь эффект рекламы, на которую тратились топ-менеджера…



Да. Поэтому и происходит такой разрыв. А нормативные акты будут следить за тем, что бы среднее и нижнее звено выполняло именно то, чего требует звено высшее.

Но главная проблема, из-за которой законопроект еще не принят – нет политического решения. Нашу инициативу поддерживает каждое Правительство за последние два года, но в итоге находятся дела поважнее. При этом все вокруг согласны – и депутаты, и крупные чиновники, все говорят, что мы правы, что проект правильный… и все. Проблема все еще не решена. Надеюсь, мы таки запустим единую ЭЦП в законопроект с этим премьер-министром. Тогда мы, наконец, сможем уделить внимание многим другим проблемам, вставшим на пути кыргызстанского бизнеса.