2000 км по горам Кыргызстана

Высокогорное озеро Сон-Куль – одна из жемчужин горного Кыргызстана. Оно расположено на высоте 3013 метров и окружено величественными горами высотой до 4500 метров.

Мы давно мечтали полетать в этом месте. Спасибо Оскару за организацию этого тура и за возможность приехать в это уникальное место. По дороге мы увидели совершенно уникальные по красоте горы с буквально «лунным» ландшафтом, величественных яков и горных орлов.

2000 км по горам Кыргызстана
Киргизский бизон - ЯК - почти тонна мяса

С нами ехал пилот из Красноярска – Алексей Скридлевский. Он впервые видел яков и тут же принялся их фотографировать и расспрашивать о них:
А.С.: А что это за животные?
Я: Это Яки.
А.С: А это самки такие лохматые?
Я: Да. Их называют Як.
А.С.: А как называют самцов?
Я: Понятно же как – ХУ -----ЯК!!!

Ранее совершенно безлюдное дикое озеро встречало нас десятками юрточных лагерей и сотнями иностранных туристов, тусующихся здесь. Немало удивленные таким туристическим бумом, мы быстро установили свой шатер и палатку. Шишига австрияков безбожно задерживалась, и пилоты сидели до ночи на траве, поскольку все палатки и скарб остались в шишиге…

Кстати, эта самая шишига у них ломалась практически каждый час и на каждом переезде задерживалась на несколько часов. А пилоты-сиротинушки сидели на новом месте как воробьи на морозе и кляли «шайсе русский машин».

2000 км по горам Кыргызстана
Наш лагерь на болоте. Вдали виден настоящий берег озера

Делать было им нечего, и они арендовали местных лошадей, чтобы покататься по окрестностям и заодно разведать места на завтра. В это время, как оказалось, бедный Газон кипел движком на крайнем перевале. Пыхтел, ломался, дважды у него взрывался маслопровод, но он упорно пробирался к Сон-Кулю. Зато пока шишига ползла по перевалу, австрияки накатались на лошадях до кровавых мозолей на заднице.

2000 км по горам Кыргызстана
Пилоты катались на лошадях до самого заката

Наконец ночью притарахтел их многострадальный ГАЗ-66, и пилоты, быстро поставив свои палатки, заползли в них до утра. Утром оказалось, что мы разбили лагерь на берегу болота недалеко от озера. И чай, который мы пили ночью, был сделан на болотной водице. Видимо поэтому половина форинеров наутро страдала диареей.
Но переезжать мы не стали. Позавтракав, отправились на горку – на полеты. Большинство австрияков арендовало лошадей и поехало в гору верхом. Мы же, как все ленивые киргизы, решили заехать туда на машине.

2000 км по горам Кыргызстана
Лошадь и парапланы - интересная комбинация

Вскоре нам пришлось перегрузить парапланы на лошадь Алексея и мы двинулись далее пешком, поскольку наш Круизер уткнулся в скальный выступ на хребте. Выйдя на пологий хребет, мы отпустили Алексея и понесли парапланы на себе.
Далее на нашем пути лежали скальники и каменная сыпуха, по которым мы и поднимались дальше, до стартовой площадки, которую выбрали австрийские профессионалы.

2000 км по горам Кыргызстана
На Славу упала скала, но благодаря шлему все обошлось без травм (шутка)

И вот мы на вершине! Австрияки, обошедшие нас благодаря своим легким парапланам и большой горной практике, уже летают над стартом, набирая все большую высоту. Они выкручиваются на самый пик хребта и кружат там в надежде выбрать еще выше.

2000 км по горам Кыргызстана
Панорама Сон-Куля с парапланами - есть на что заглядеться

Перед нами открывается все великолепие высокогорного озера. Зеркальная гладь воды кое-где подернута рябью начинающегося бриза. Мы готовимся к старту и наблюдаем, как иностранцы выкручиваются в легких горных термиках.

2000 км по горам Кыргызстана
Австрияки набирают около старта

Вокруг озера нет ни кустов, ни деревьев. Красота открывшейся панорамы какая-то нереально-потусторонняя. Только гладкие берега, покрытые травой, и сразу скалы гор.
Сначала стартуют Олег со Славой, а затем и я. Вскоре я уже кручусь выше старта в хорошеньком потоке и наблюдаю, как сливает вниз пара ярких крыльев интуристов.
Решаю лететь к озеру, манящему кристальным блеском. Далеко внизу на берегу вижу юрту с табуном лошадей неподалеку. Лечу к ней и, разогнав скот, сажусь около самого берега. Тут из юрты выбегает хозяин и начинает громко орать по-русски:
Х: (Грозно, по-русски): - Ты что делаешь? Ты же мне всех кобыл распугал! Они теперь доиться не будут! Плати компеснацию, собака иностранная!
Я: (по-киргизски): - Кончай лапшу вешать, байке. Ничего с кобылами не случится.
Х: (расплываясь в улыбке и по-киргизски): - Аааа! Дарагой! Заходи в дом, попей кумыса!



2000 км по горам Кыргызстана
Полет над самим озером. Внизу юрта егеря

Оказалось, что это был местный егерь, который строго блюдет запрет на лов рыбы и жутко браконьерит сам. Он тут же предложил купить у него рыбы и кумыса, и мы расстались добрыми друзьями.

2000 км по горам Кыргызстана
Конь, которого не подпускают к кобылам

Вечером народ пошел на берег позаниматься граундхендлингом на берегу озера. Ровненький бриз 5-7 м/с делал тренировку очень легкой и приятной. И мы дурачились сшибая крылья друг другу…

2000 км по горам Кыргызстана
Граундхендлинг на бризе - очень приятное занятие


2000 км по горам Кыргызстана
Беспощадный поединок - кто кому завалит крыло

В этот день к нам подьехали наши друзья из Сокулука – пилоты Олег и Антон Заиченко, а также Борис и Виктор Рогозины – отцы и дети, в общем. Олег Заиченко на своей Тойоте-Сурф завез пилотов практически на самый старт - на отметку 3500 метров, не доехав до площадки только каких-то 30 метров. Дул легкий вечерний термодинамик. Ребята стартовали и полетали в свое удовольствие в лучах заката на фоне величественной панорамы высоких гор.

2000 км по горам Кыргызстана
Высота 3500 м. До стартовой площадки не доехали всего около 30метров

После этого мы все вместе искупались в прохладной чистой воде Сон-Куля и, прикупив браконьерской рыбки, отправились жарить ее в лагерь. Какой же великолепный вкус был у этой рыбки!

2000 км по горам Кыргызстана
Магический фундамент - единственное место со связью на всем Сон-Куле

На Сон-куле совершенно нет связи. Однако недалеко от нашего лагеря было одно аномальное место – старый фундамент дома. Так вот, только в одном углу этого таинственного фундамента мистическим образом телефоны оживали и обеспечивали прекрасную связь! Австрияки купили у местных барана, из которого те приготовили вкуснейший куурдак – жареный барашек с картошкой и специями. Пилоты радостно набросились на него, хваля вкус местного мяса.

2000 км по горам Кыргызстана
Барашек на заклании

Кстати, в этот день один из форинеров – Эдгар, набрал 4500 метров, пролетел вдоль хребта над самыми скальными стенками до самого конца, вернулся и пролетел над лагерем с превышением больше 1000 метров. Полетав над озером, он совершил посадку в лагере. Наутро отправились дальше. Выехали по дороге вокруг озера в сторону ущелья Куртка. Травянистые берега Сон-Куля провожали нас вдоль всего побережья. Последующий маршрут- на перевал Куртка, далее через реку Нарын, на Баетов и Таш-Рабат.

2000 км по горам Кыргызстана
Болото около нашего лагеря

летал и фотографировал Калыбек Джакынбеков, руководитель клуба Fly.KG

Начало, продолжение и окончание путешествия:

часть первая
часть вторая
часть третья