Цирк! Цирк! Цирк!

Цирк! Цирк! Цирк! Цирк! Цирк! Цирк!


Уморительные клоуны, акробаты, дрессированные зверюшки, море улыбок и детский смех. Иногда так хочется окунуться в атмосферу безоговорочного счастья, которую приносит нам цирк. Но в последнее время не у всех это получается. Кому-то не хватает денег за входной билет по 600-800 сомов с человека, у других просто нет времени выбраться из домашних или офисных стен и немного развлечься. Но существует и еще одна "сторона медали": уже многие годы Государственный цирк испытывает острую нехватку профессиональных кадров и недостаток финансирования. Бишкекчан радуют в основном дорогие гастролеры. А если и появляются "звезды" из числа отечественных артистов, то их моментально переманивают за границу.

О том, что тревожит наших циркачей, я решил узнать у кыргызстанки, гимнастки и эквилибристки Аиды Акматовой, попавшей со своим номером в число лучших артистов Европы.

- Аида, насколько я знаю, вы потомственная артистка.

- Да, я родилась в семье циркачей. Папа окончил Московское цирковое училище, мама - мастер спорта по спортивной гимнастике. Я, видимо, решила пойти по стопам родителей, которые и были моими тренерами, наставниками и друзьями в одном лице.

- А как давно вы вышли на сцену?

Цирк! Цирк! Цирк!


- Я на манеже с шести лет. Получается, что в цирке я уже более 15 лет. Одним из первых номеров, с которым я начала выступать на манеже, был "Акробаты на вертикальных канатах".

- Если не ошибаюсь, один из ваших номеров попал в книгу рекордов.

- Да, мой номер "Лучница" попал в книгу рекордов циркового искусства Европы. Суть его в том, что я стреляю ногами из лука по мишени, стоя на небольшом столике. Сейчас, возможно, многие могут похвастаться подобными номерами, но в 2001 году, когда я стала рекордсменкой, такие трюки были редкостью.

- Когда вы решили стать цирковой артисткой?

- С раннего детства. Я наблюдала за родителями и много времени проводила за цирковыми кулисами. Мне это очень нравились их выступления. Когда мне было шесть лет, кто-то из группы заболел, а руководитель номера предложил выпустить на манеж меня. Многие восприняли это как шутку, а потом задумались: а почему бы и нет? Говорят, я была очень рада. Сама я не помню тех мгновений. После этого случая было решено: мне нужно тренироваться. Со временем увлечение стало работой, которую я страстно люблю.

Цирк! Цирк! Цирк!


- А первые аплодисменты вы помните?

- Мой дебют с номером "Лучница" состоялся в 1998 году в Кыргызском государственном цирке. В то время я училась в школе. На представление я пригласила всех своих одноклассников, знакомых, родных. От волнения забыла о том, что нужно улыбаться. Тряслись руки, одна стрела во время выступления полетела мимо. После того, как отработала номер, я убежала за кулисы и расплакалась. Думала, что у меня ничего не получилось. Меня тогда засыпали аплодисментами, цветами, подарками. Наверное, этот момент был самым незабываемым.

- А случались ЧП во время выступлений?

- Цирк без риска - это не цирк. В каждом жанре человек подвержен ошибке. Даже клоун может споткнуться, упасть и разбить голову. Были такие случаи, что мои стрелы попадали в отца, но зрителям пока не доставалось.

Цирк! Цирк! Цирк!


- Не задумывались вернуться к обычному жизненному укладу?



- Постоянно хочу попробовать себя в чем-то новом, но ведь цирк - это образ жизни. Однако я заочно учусь в юридической академии. Мне приходится много разъезжать по миру. Права и законы нужно знать всем, поэтому и связала свою судьбу с юриспруденцией. Хотя изначально мечтала посвятить себя режиссуре или чему-то близкому к искусству.

- А жанр, в котором выступаете, не хотели сменить?

- Пока нет. Я выступала в двух жанрах: в качестве лучницы-эквилибристки и воздушной гимнастки на трапеции под куполом цирка. Во время выступления в воздухе я получила травму и в течение 2 лет восстанавливалась. Сейчас родители не хотят, чтобы я работала в воздухе.

Цирк! Цирк! Цирк!


- Аида, а сколько времени вы проводите вне Бишкека?

- Когда как. В зависимости от того, какой контракт подвернется. Бывает, по году не приезжаю на родину. Наша группа в основном работает в Европе. Последние 5 лет мы практически постоянно выступаем в Германии. Однако представления мы даем от имени Кыргызстана. Можно сказать, что служим родине за рубежом.

- Друзья одобряют ваш выбор?

- Практически все одобряют. Хотя после того, как я получила травму, некоторые начали смотреть на мое увлечение цирком по-другому и советовали бросить. Но я пока не решаюсь этого сделать, потому что сильно люблю цирк.

Цирк! Цирк! Цирк!


- А какие гастроли больше всего запомнились?

- Каждая поездка оставляет в душе свои впечатления. Но больше всего запомнились гастроли в Болгарии, где мы ездили по курортным городам. В одном из них мы работали в цирке шапито, который стоял на берегу моря. От нашего шатра было не более 200 метров до берега. После представления мы сразу бежали купаться.

- А у нас часто выступаете?

- Это мое сокровенное желание - выступить в родном цирке, но пока нет такой возможности. Мы приезжаем сюда лишь в отпуск, и именно в это время здесь выступают зарубежные артисты с другими программами. Кроме тог, в Бишкеке я вплотную занимаюсь учебой. Надеюсь, в ближайшем будущем у меня получится блеснуть талантами перед земляками. В Кыргызстане я выступала в последний раз в 2003 году.

Цирк! Цирк! Цирк!


- Сложилось мнение, что цирк - это только радость, веселье, задор. Но ведь существуют определенные проблемы?!

- Думаю, да, как и везде. Если говорить о проблемах европейского цирка - это вопросы с документацией, что касается нашего цирка - это, естественно, финансы.

- Востребован ли у нас цирк?

- Думаю, нет. У нас цирковое искусство не ценят. Многие из наших граждан считают, что цирк - только для детей. В Европе, например, представления посещают и молодежь, и люди преклонного возраста.

- Если бы у вас лично представилась возможность что-то изменить в работе Кыргызского Госцирка, что бы вы сделали?

- В первую очередь, я задумалась бы о хороших тренерах, которые научили бы новое поколение. Если создать необходимые условия и вернуть специалистов, мы воспитаем звезд. У нас они есть, но кто-то работает уже совсем не в цирке, другим не позволяет возраст. Есть те, которые просто выехали из республики. Нужно создавать условия, чтобы кадры потянулись к нам. Раньше было совсем плохо, сейчас потихоньку все восстанавливается. Говорят, что в скором времени планируется менять наш манеж. Меня это очень радует. Кстати, в нашей цирковой школе постепенно увеличивается число учеников. Будем надеяться, что скоро о наших артистах узнают во всем мире.

Цирк! Цирк! Цирк!


Иван Донис