Когда оживают камни…

Когда оживают камни…
Рисунки на камнях – один из древнейших видов искусства человечества. Некоторые произведения наскальной живописи сохранились и до наших дней. Но порой на природе мы встречаем необыкновенные творения – валуны в виде барса, сокола или образа старца. К этим камням прикоснулась рука художницы-волшебницы Марины Громовой. В современном мире направлению росписи на камнях мастера придают новое звучание.


Когда оживают камни…

Когда оживают камни…

Когда оживают камни…

Когда оживают камни…

За любовь к горам, природе и творческое отношение к камням Марину, иногда называют «Госпожа гор». Работы художницы можно увидеть на различных экспозициях, в том числе и персональных. Но только порой, она выставляет не всю коллекцию, так как многие произведения раскупаются поклонниками ее творчества сразу после появления на свет. Марина также проводит мастер-классы по интуитивной живописи, где каждый может открыть в себе талант художника и научиться трансформировать свои негативные эмоции. Но камни и тема «Роспись на камнях» даже в ее квартире занимают особое место.
- Интересно, а много ли мастеров в нашей стране творят в этой сфере?
- Когда я обратила внимание на возможность творческой игры с камнем, то была одна в этой профессиональной сфере. Через некоторое время мне стало известно, что также два художника самостоятельно занялись росписью. Это мастера из Кара-Балты и Иссык-Кульской области. Наши стили различаются в индивидуальном подходе. Меня также увлекает графика: знаки, символы, фирменный стиль, иллюстрации, живопись и мозаика. Но камни, конечно, занимают большую часть моего творческого времени. Их звучание, оттенки, прожилки и форма передают мне особую пульсацию жизни минерального царства. И они оживают под кистью, принимая тот или иной образ, оттенок, характер. Началось такое увлечение с 1995 года. С 2000 года я помогаю научиться слушать и расписывать камни. Подобные произведения создают уже мои ученики, некоторые из художников также решили попробовать себя в этой сфере. У тех авторов, кто также увлечен росписью на камнях, я наблюдала более декоративные рисунки. У меня же свой подход. Все древние наслоения песчинок и вкраплений разных пород в камне рассказывают мне многое о нашей азиатской культуре. И потому эти образы, созданные мною на камнях, смотрят из вечности, из своей глубины, передавая то, что можно почувствовать, держа камень в руках или глядя в глаза нарисованного старца, богатыря или ребенка. Однажды пришла идея начать рисовать на больших камнях. И теперь эти работы стоят под открытым небом на побережье озера Иссык-Куль, в горах и садах. Моя дружба с камнями долголетняя. По папиной линии в моей семье все скульптора, и я продолжила эту традицию, соединив объем, графику и живопись в одном. Уже готовая природная поверхность подсказывает тему и стиль творчества. В своих работах я не повторяюсь, ведь каждый камень индивидуален и чудесен по-своему. Потому, хотя некоторые из них и могут быть сувенирами, к примеру, камень с Иссык-Куля или гор, все же они несут момент миниатюрного неповторимого произведения искусств.
- Вы оставляете свои крупные произведения под открытым небом, разве их не разрушают стихии природы?
- Для росписи на камнях лучше всего подходит акриловая краска. Она держится на поверхности порядка семи лет, затем становятся прозрачной, но рисунки остаются еще видимыми. И тогда достаточно обновить камень цветом еще раз. Это не занимает много времени. Некоторые художники покрывают рисунки лаком, возможно тогда работа смотрится ярко и красиво. Но ведь тогда поры камня экранируются, и он перестает дышать. Минеральное царство имеет свою жизнь, по времени очень долгую по сравнению с одной человеческой жизнью. Горы дышат, растут, оседают и разрушаются. Но процессы происходят медленно – у них очень долгие вдох и выдох. Горы как вдох и выдох Земли. Камни также имеют индивидуальное наполнение, свойства и свое целебное или вредное излучение, как и люди.


- Как происходит выбор материала?
- Я часто выезжаю на Южный берег Иссык-Куля, купаюсь в ледяной воде реки или озера и собираю камни. Я словно слышу звон, внутренний импульс, который меня зовет, и тогда я поднимаю и рассматриваю новый экземпляр. Камни это не только материал, который можно расписать и увезти из страны кусочек ущелья.
Камни - это хранители гор и стражи, мимо которых, как в сказке трудно пройти. Мой первый огромный разрисованный камень был частью скалы, он стал барсом, хранителем ущелья. Валуны – долгожители, и их несметное количество «обитает» в наших горах, вдоль рек и озер и в самих ущельях. Камни веками вбирали в себя информацию, историю природы и цивилизаций. Малые же экземпляры становятся талисманами. Даже один простой камушек содержит в себе огромный мир, целую вселенную. Когда мы держим камень в руке, то он как батарейка может поделиться той энергией и информацией, что накопил за тысячи лет, и даже погрузить в тишину гор. И открываясь миру, любая часть природы бесконечно проявляет свою любовь, именно об этом рассказывают мои работы. Они все имеют свое предназначение.
Вы никогда не задумывались, почему люди берут с собой те или иные камни? Их простоя тянет их взять с собой. Они как радиоприемники защищают и передают информацию. Я человек медитирующий, слушающий различные сферы. И тот диапазон, который я ощущаю, могу передать в своих работах. Город нас часто экранирует от много природного и естественного, но на моих семинарах слушатели пробуждаются, и многое начинают чувствовать и слышать.
- Марина, расскажите, пожалуйста, что же представляет собой интуитивная живопись?
- Это направление на сегодняшний день достаточно популярно, когда человек берет полотно и начинает творить не по академическим законам - копирование реального мира, а так как душа направляет. Интуитивная живопись заключается в том, что вы можете выразить на холсте нечто, что живет внутри вас и просится наружу, но у вас нет слов, но есть краски, оттенки и ритм. Подобным образом рождается и музыка. Это направление в живописи позволяет состоянию души перейти на лист бумаги. К примеру, сейчас много художников рисуют горы, но Рерих один из первых смог показать их духовность, некое озарение. Я пользуюсь одним из методов изображать картины на мокром листе бумаги, оставляя некую недосказанность. Есть такие вещи, о которых не стоит говорить, но о них можно помнить, и в них можно приглашать, и ими делиться. Также в моих находках есть метод, который помогает людям превратить любой негатив в позитив. Мы обостряем воспоминания негативной темы, выплескиваем это состояние на бумагу, а затем трансформируем это состояние, превращая в противоположное- позитивное, и наступает облегчение. Плюс вы имеете на руках позитивную картину, которая вас настраивает на изменение в эту сторону. Вода имеет свойство впитывать, и она словно вытягивает из человека эту информацию, которую можно направить в позитивное русло. И окружающим очень нравится результат. А почему эта картина красива? Потому что она очень искренняя и в ней хранится настоящая правда о ваших эмоциях, а ведь об этом трудно сказать словами. Но, нарисовав, мы можем многое осознать и уже сказать другими - озаренными словами. Появляются такие цветовые решения, которые трудно подобрать в обычном состоянии. В искренности и тишине рождаются настоящие шедевры у каждого участника. Когда люди рисуют в таком состоянии, они получают блаженство и счастье.
«Я уверена, что каждый камень имеет свой характер, силу и образ, как накопление многовековых наслоений. В момент творения камень сам проявляет образ и своим светом, собранным за многие века, озаряет свой новый лик и оживает. Камни – это мой ключик к тому, чтобы рассказать всем о их тишине и вечности, о том, какие они помощники людям, и о том как творит Природа», - рассказывает художница. Друзья и близкие, зная о творчестве Марины Громовой, привозят необыкновенно красивые экспонаты, которые в ее руках обретают новую жизнь.