Бакинский «кыргыз» Аслан Гусейнов
Несколько лет назад имя Аслана Гусейнова в Бишкеке не звучало разве что из утюгов: он и певец, он и ведущий шоу-программ, и организатор концертов … А затем наступило внезапное затишье: артист, судя по сообщениям в прессе, уехал на родину своих предков – в Азербайджан, и даже будто бы участвовал в предвыборной агитации Ильхама Алиева. В Кыргызстан он наведывался, но концертов не давал, потому о его дальнейшей творческой судьбе приходилось узнавать из азербайджанских СМИ, и, судя по всему, ему удалось там добиться популярности, стать «одним из самых высокооплачиваемых певцов Азербайджана».
И вот впервые за семь лет Аслан Гусейнов появился перед кыргызской публикой: благодаря певцу Шахмару Тапдыгову, более известному как Шах, который выступил организатором вечеров в Канте и Бишкеке. А нам (опять-таки спасибо Шаху) удалось побеседовать с Асланом.
В трехдневный график пребывания его здесь были включены два концерта и множество личных дел. Так что просто повезло, что удалось пообщаться с ним по пути в Кант. Всю дорогу он смешил воспоминаниями о «кыргызском» периоде своей жизни: так, к примеру, на свадьбе Айдара Акаева он умудрился «поддеть» таможню: на слова начальника службы о том, что таможня дает добро на союз молодых, он отреагировал фразой: «Я думал, таможня берет добро, а, оказывается, она его и дает»… Известного своими красноречием, находчивостью и искрометным юмором шоумена стремились заполучить на свои торжества многие «небожители», и понятен тот факт, что и отпрыск тогдашнего президента поручил вести свою свадьбу Аслану.
Почему же он в 2002-м году уехал? Понятно – зов родной земли, и все-таки? Здесь замечательная природа, чистый воздух и невероятно вкусная вода, отмечает он, здесь простые люди, в конце концов, тут живут его родители и друзья… Но работать, расти в творческом отношении – непросто. А для кого это секрет? Будь иначе, уехали бы разве «Город 312», Ирина Шотт, участники группы «Элес», да и многие другие?
Об этом и многом другом он и рассказал.
Практически каждая организация сталкивается с иностранными партнерами в процессе своей деятельности. Доставка грузов и товаров, порой доставляет немало хлопот. Это и длительность процесса, и таможенное оформление, которое отнимает огромное количество времени и нервов. Поэтому, чаще всего, люди, стремящиеся к эффективности в работе, предпочитают нанимать профессиональных логистов для решения проблемных ситуаций.
Специалисты своего дела легко справятся с документами, касающиеся вопросов таможенного оформления, со зловредными государственными служащими и сэкономят финансовые средства. Соответственно, экономя на своих кадрах, Вы можете потерять больше. Ищите рациональные выходы всегда!
– Аслан, назовите последнее радостное событие в вашей творческой жизни?
– Сегодняшний концерт. Правда, в зале мало людей, к сожалению. Но когда я организовывал концерт Далера Назарова в Бишкеке, пришло двенадцать человек, и я так переживал, больше него волновался, не потому, что пролетел финансово, просто думал, что на концерте такого замечательного исполнителя должен быть аншлаг. И тогда я поразился его человечности, артистизму: он вышел и выступал так, как будто зал был полон. Когда потом я ему сказал об этом, он ответил: «Знаете, на этих людей, что пришли, нужно смотреть индивидуально: каждый из них уважил меня, пришел, и я должен с уважением к нему относиться». Поэтому не важно, сколько людей будет на концерте, все равно нужно работать от души.
Радостное событие для меня то, что сегодня после семи лет, пусть не в самом большом зале Кыргызстана, но даю свой маленький концертик. Увидел старых друзей-певцов: Шаха, Рафаэля, Муслима, Ильхама, Хамида, Мергена и других. Вспомним, что мы делали здесь раньше.
– А как протекает ваша бакинская концертная деятельность?
– В Баку пою практически ежедневно в шоу-программах. Здесь это не практикуется, а там каждый день в крупнейших ресторанах проводятся шоу-программы, где выступают звезды эстрады. И вот ежедневно пою в двух-трех ресторанах по полчаса. В принципе можно сказать, что я каждый день на сцене. Недавно выпустил свой диск, он мне нравится и дизайном, и качеством. На презентации были любимые артисты, композиторы, поэты. Я даже не приглашал артистов, хотя в Азербайджане есть такая традиция – для пущего эффекта пригласить популярных певцов, но я не считал это нужным. Месяц назад прошли мои концерты в Финляндии и Норвегии, их азербайджанская диаспора организовывала. Недавно мы ездили с телеканалом «Хэзэр» в Дубаи, Абу-Даби. Впоследствии вышла полуторачасовая программа на телеканале. А с Кыргызстаном у меня никогда не было долгой разлуки. Месяц назад был здесь. Когда в Баку приезжают президенты, государственные деятели из Средней Азии и Казахстана, организаторы звонят мне и спрашивают: «Вы поете по-казахски, по-киргизски?», отвечаю: «Конечно, пою». Недавно, к примеру, у нас проходила встреча министров энергетики стран, если не ошибаюсь, СНГ. Я был гвоздем программы, потому что знаю эти языки, музыку. Как-то прилетал в Баку Нурсултан Назарбаев, я выступал перед ним и нашим президентом Ильхамом Алиевым. И спел песню «Ата-мекен». Это одна из моих любимых песен, правда, не исполняю так, как Рымбаева, но стараюсь петь от души. А на таких ответственных концертах фонограмму использовать нельзя, выступал «вживую». Пели все наши известные артисты, Нурсултан Абишевич кушал, а когда я запел, он остановился, внимательно всю песню выслушал, потом с Ильхамом Гейдаровичем подошел, внимательно осмотрел меня с ног до головы. Я подумал, что он сделает замечание по поводу моей одежды, а я был полуспортивно одет, но он говорит: «Вы великолепно поете по-казахски. Надо быть казахом, чтобы так петь». А Полад Бюльбюлевич тогда был министром культуры и он сказал: «Но он же ваш, оттуда, из Центральной Азии, немножко казах». А я говорю: «Ну, зачем вы сказали, что я оттуда, пусть бы он думал, что все азербайджанцы так чисто поют по-казахски». Он говорит: «Ну, я не могу врать президенту», а я: «Нет, не врать, но сделать ему приятно». Когда вижу в Баку азиатские лица, сам подхожу, спрашиваю: «Вы откуда?».
– Какие кыргызские песни есть в вашем репертуаре?
– Народные, современные. Одной из них особенно горжусь: «Хан Бакай».
– Просматривая сообщения азербайджанской прессы о вас, наткнулась на информацию о том, что вы решили отойти от эстрадной песни и посвятить себя исполнению мугама (мугам – жанр традиционной азербайджанской музыки – Прим.авт.), а в будущем, может быть, рэпа. Это так?
– Это, наверное, старое сообщение. Просто хотел попробовать исполнять фольклорную музыку, потому что в Азербайджане бытует мнение, что тот, кто не поет мугам – не исполнитель. Это, конечно, неправильно, потому что каждый поет то, что ему хочется, и в этом преуспевает, джазмен никогда не споет мугам так, как мугамист, а тот не споет джаз. Я люблю мугам, но не смогу исполнить так, как профессионал. Хотел попробовать, попробовал, вроде, получилось, но не думаю, что настолько хорошо, чтобы продолжать в том же духе.
– Можно же исполнять мугам в современной аранжировке?
– Я так и делал. У меня было трио национальных инструментов с барабанами, а обычно они не используются в таких случаях. Некоторые говорили: «Для чего ты так сделал?», некоторые наоборот считали, что отлично.
– А на торжествах высокопоставленных чиновников поете?
– Пою. Иногда даже не знаю, чья свадьба, честно говоря, даже и не интересуюсь: мне звонят, мы договариваемся, потом прихожу и вижу известные политические лица. Если сравнить со здешними свадьбами, то разница в расценках большая. Сегодня меня пригласили спеть на свадьбе здесь, но когда я им назвал цену, они, по-моему, поперхнулись. Здесь коллектив из четырех-пяти человек отрабатывает весь банкет от начала до конца за двести долларов. За такие деньги у нас самый слабый исполнитель, один, без коллектива, не поет пятнадцати минут. Когда меня в Баку спрашивают, сколько стоило мое получасовое выступление раньше, мне стыдно говорить, что на полчаса меня никогда не приглашали, всегда от шести до двенадцати часов. Как можно здесь полчаса, пятнадцать минут спеть и уйти, у вас же здесь не отпустят, не знаю, как на кыргызских, но на свадьбах местных азербайджанцев и турков будет дико, если певец приедет на полчаса. Разница в шоу-бизнесе огромная.
– А если не о ценах, а об организационной стороне? Все уже приближенно к западным, цивилизованным отношениям: контракты, детали, все условия, все предусмотрено…
– Нет. Там более… Говорить «цивилизованно» не совсем точно, более развито, скажем так, потому что здесь с цивилизованными отношениями в шоу-бизнесе все очень хорошо. Просто нет организаторов, но это не значит, что эта сцена не цивилизованная. В Азербайджане всегда ставлю в пример то, что здесь исполнители дают концерты по несколько дней. Здесь над этим смеются: «Биринчи, экинчи, учунчу, тортунчу, онунчу июлда…». Это не смешно, наоборот похвально. Потому что трудно собирать так долго огромные залы даже на бесплатные концерты. Сейчас в Азербайджане только начинает практиковаться проведение четырехдневных концертов, тогда как здесь по полмесяца иногда идут концерты.
– В российском шоу-бизнесе есть деление на кланы: у каналов свои певцы, у продюсерских центров, диаспоры поддерживают своих…
– То же самое есть в Азербайджане. Я, например, почему-то запрещенный певец на азербайджанском государственном телевидении. Музыкальными редакторами телеканалов надо ставить тех, кто так или иначе относится к певцам исходя из оценки их таланта, а не из личных симпатий и антипатий. Я, наверное, кому-то не понравился на АзТВ, но и не переживаю по этому поводу, потому что в Азербайджане масса популярных телеканалов: «Хэзэр», АТВ, АйТВ, «Спэйс», «Лидер», АНС…
– Заметила, что иногда в прессе вас называют «киргизом»…
– Очень хорошо к этому отношусь. Там я всегда хвалю Среднюю Азию, говорю, что здесь аранжировки делают лучше, звукорежиссеры работают лучше. Собственно, что плохого в том, что так говорю? Разделять кыргызскую, казахскую, узбекскую, уйгурскую, туркменскую, турецкую, азербайджанскую музыку могут только не азербайджанцы, потому что мы все родственные народы. Я как-то сказал, что за тридцать лет жизни здесь не видел столько пакостей по отношению к себе, сколько там за три месяца, так журналисты сразу среагировали на эти слова и стали меня «глушить». Но, как говорила Алла Пугачева, «самая хорошая реклама – это негативная реклама», и мне повезло, потому, что благодаря этому я стал известнее. Но самое главное для меня то, что меня полюбил народ. А с журналистами потом подружился, буквально недавно мне вручили награду в номинации «любимчик азербайджанской прессы». Было неожиданно. У нас говорят: «Чекишмэсэн бэркишмэрсэн» – не подерешься, не подружишься. Они просто не знали меня близко, а сегодня у меня много друзей среди журналистов.
– В том, что вы являетесь «киргизом», и состоит, наверное, ваша привлекательность как артиста для азербайджанских слушателей, отличие от других певцов.
– Да, этим и выделяюсь. Даже в исполнении моем где-то проскальзывают азиатские мелизмы, для слуха непривыкшего это особенно заметно и ново. Это мой стиль. Как человек должен быть своеобразным, так и певец должен иметь свое отличие.
– Каким преподавателем была Роза Рымбаева, какой совет подала вам?
– Она, наверное, даже не в курсе, что мне преподавала. Она давала уроки в вокальной студии театра оперы и балета им. Абая, когда я там занимался. Потом я получал уроки у Ермека Серкебаева. Горжусь, что учился у таких выдающихся артистов. Позже мы с Рымбаевой стали близкими друзьями. Был у нее дома, она была здесь, пела несколько песен на азербайджанском из репертуара Бриллиант Дадашевой, Полада Бюльбюльоглы. Рымбаева – это гордость не только казахского народа, она одна из нескольких певиц Союза, которые имели настоящий голос. Вообще кыргызы, казахи, азербайджанцы отличаются силой, динамикой голоса и большим диапазоном.
– Недавно вы посоветовали журналистам жениться и выходить замуж и готовы были петь сорок дней и сорок ночей на их свадьбах. Почему вы хотите «переженить» журналистов?
– Они все мои друзья, и когда вижу, что нет рядом с ними детей, мужа, жены – обидно. Они все хорошие ребята, и я им пожелал, чтобы мне довелось петь на их свадьбах. О личной жизни журналисты часто забывают, имею в виду, профессиональные, преданные своей работе журналисты.
– На мою свадьбу приедете?
– Конечно. Вы тоже еще не замужем? Что ж вы так, эх. Обязательно, обязательно.
– Насколько там развита журналистика, освещающая шоу-бизнес, именно критически, с анализом, а не новостная?
– Очень, очень. Приходят журналисты на презентацию и ищут, чтобы раскритиковать. Это нормально, потому что тогда артист видит свои ошибки и в будущем старается не повторять их.
– А можно о семье?
– Женат, у меня двое детей. Никогда в жизни я не вывожу ее в «свет», считаю это неправильным. Может это смешно, но и когда жил здесь, относился к кыргызкам и казашкам как к сестрам, и сердился, когда видел, что они ведут себя или одеты не так, как подобает скромной девушке. К своей семье я тем более ревностно отношусь, и считаю, что певец не должен выставлять на всеобщее обозрение свою личную жизнь. Раньше о личной жизни певцов не писали и не знали, она оставалась загадкой, а сейчас она у них вся, как на ладони. А я считаю, что моя семья должна интересовать только меня, а я, пожалуйста, буду интересовать всех.
– Давайте вспомним ваш период пребывания здесь. Вы вели свадьбу Айдара Акаева, многие мероприятия...
–Здесь я не исполнял шлягеров на кыргызском языке, а пел на азербайджанском, но меня любили. Это говорит о том, как близки наши народы. Если президент, министры приглашали меня на свои мероприятия, значит, я был здесь востребованным певцом. Мне завидовали, но я не отвечал тем же, не плел интриг, и потому со мной многие дружили. Я всегда говорю, что у меня три родины: Азербайджан, откуда мои предки и где я сейчас живу, Кыргызстан, где провел много лет, и Казахстан, потому, что я родился и вырос там. Кстати казахскому народу многие семьи азербайджанцев, чеченцев, дагестанцев и других народностей обязаны, не просто должны, а обязаны, потому что эта земля спасла и сохранила их в тяжелые 34-37-е годы. Наша бабушка рассказывала, как казахские семьи помогали выживать азербайджанцам, этого нельзя забывать. Если где-то меня обижали, я никогда этого обидчика не ассоциировал со всем народом, потому что основная масса меня любила. Я все время говорю, что самые добродушные народы из тех, кого мне довелось хорошо узнать, это кыргызы и казахи. В этих государствах проживает более 90 национальностей, и каждая чувствует себя дома, и они должны быть благодарны за это. Бог, земля и народ будут поднимать того, кто ценит эту землю, воду и воздух.
– Что для вас музыка?
– Музыка для меня все. Но, если бы меня спросили, мог бы я отдать в жертву музыке свою личную жизнь – «Гурбан верэбилэрсинизми оз хайотинизи сэнэте?», отвечу: нет, никогда. На первом месте для меня семья, потому что если брошу семью, у них никого не будет. А если брошу музыку, то, слава Богу, сейчас поющих много.
– Может, что-то вы еще хотели добавить?
– Хочу еще раз поблагодарить своего близкого друга Шаха за приглашение: мне было очень приятно увидеть родную кыргызскую землю.
Беседовала Алия Молдалиева
P.S. Во время своего визита Аслан жаловался, что в Баку негде отведать среднеазиатской кухни, и мы посоветовали ему самому открыть там ресторан. Недавно азербайджанские СМИ сообщили, что певец собирается открыть в Баку кыргызский ресторан…
И вот впервые за семь лет Аслан Гусейнов появился перед кыргызской публикой: благодаря певцу Шахмару Тапдыгову, более известному как Шах, который выступил организатором вечеров в Канте и Бишкеке. А нам (опять-таки спасибо Шаху) удалось побеседовать с Асланом.
В трехдневный график пребывания его здесь были включены два концерта и множество личных дел. Так что просто повезло, что удалось пообщаться с ним по пути в Кант. Всю дорогу он смешил воспоминаниями о «кыргызском» периоде своей жизни: так, к примеру, на свадьбе Айдара Акаева он умудрился «поддеть» таможню: на слова начальника службы о том, что таможня дает добро на союз молодых, он отреагировал фразой: «Я думал, таможня берет добро, а, оказывается, она его и дает»… Известного своими красноречием, находчивостью и искрометным юмором шоумена стремились заполучить на свои торжества многие «небожители», и понятен тот факт, что и отпрыск тогдашнего президента поручил вести свою свадьбу Аслану.
Почему же он в 2002-м году уехал? Понятно – зов родной земли, и все-таки? Здесь замечательная природа, чистый воздух и невероятно вкусная вода, отмечает он, здесь простые люди, в конце концов, тут живут его родители и друзья… Но работать, расти в творческом отношении – непросто. А для кого это секрет? Будь иначе, уехали бы разве «Город 312», Ирина Шотт, участники группы «Элес», да и многие другие?
Об этом и многом другом он и рассказал.
Практически каждая организация сталкивается с иностранными партнерами в процессе своей деятельности. Доставка грузов и товаров, порой доставляет немало хлопот. Это и длительность процесса, и таможенное оформление, которое отнимает огромное количество времени и нервов. Поэтому, чаще всего, люди, стремящиеся к эффективности в работе, предпочитают нанимать профессиональных логистов для решения проблемных ситуаций.
Специалисты своего дела легко справятся с документами, касающиеся вопросов таможенного оформления, со зловредными государственными служащими и сэкономят финансовые средства. Соответственно, экономя на своих кадрах, Вы можете потерять больше. Ищите рациональные выходы всегда!
– Аслан, назовите последнее радостное событие в вашей творческой жизни?
– Сегодняшний концерт. Правда, в зале мало людей, к сожалению. Но когда я организовывал концерт Далера Назарова в Бишкеке, пришло двенадцать человек, и я так переживал, больше него волновался, не потому, что пролетел финансово, просто думал, что на концерте такого замечательного исполнителя должен быть аншлаг. И тогда я поразился его человечности, артистизму: он вышел и выступал так, как будто зал был полон. Когда потом я ему сказал об этом, он ответил: «Знаете, на этих людей, что пришли, нужно смотреть индивидуально: каждый из них уважил меня, пришел, и я должен с уважением к нему относиться». Поэтому не важно, сколько людей будет на концерте, все равно нужно работать от души.
Радостное событие для меня то, что сегодня после семи лет, пусть не в самом большом зале Кыргызстана, но даю свой маленький концертик. Увидел старых друзей-певцов: Шаха, Рафаэля, Муслима, Ильхама, Хамида, Мергена и других. Вспомним, что мы делали здесь раньше.
– А как протекает ваша бакинская концертная деятельность?
– В Баку пою практически ежедневно в шоу-программах. Здесь это не практикуется, а там каждый день в крупнейших ресторанах проводятся шоу-программы, где выступают звезды эстрады. И вот ежедневно пою в двух-трех ресторанах по полчаса. В принципе можно сказать, что я каждый день на сцене. Недавно выпустил свой диск, он мне нравится и дизайном, и качеством. На презентации были любимые артисты, композиторы, поэты. Я даже не приглашал артистов, хотя в Азербайджане есть такая традиция – для пущего эффекта пригласить популярных певцов, но я не считал это нужным. Месяц назад прошли мои концерты в Финляндии и Норвегии, их азербайджанская диаспора организовывала. Недавно мы ездили с телеканалом «Хэзэр» в Дубаи, Абу-Даби. Впоследствии вышла полуторачасовая программа на телеканале. А с Кыргызстаном у меня никогда не было долгой разлуки. Месяц назад был здесь. Когда в Баку приезжают президенты, государственные деятели из Средней Азии и Казахстана, организаторы звонят мне и спрашивают: «Вы поете по-казахски, по-киргизски?», отвечаю: «Конечно, пою». Недавно, к примеру, у нас проходила встреча министров энергетики стран, если не ошибаюсь, СНГ. Я был гвоздем программы, потому что знаю эти языки, музыку. Как-то прилетал в Баку Нурсултан Назарбаев, я выступал перед ним и нашим президентом Ильхамом Алиевым. И спел песню «Ата-мекен». Это одна из моих любимых песен, правда, не исполняю так, как Рымбаева, но стараюсь петь от души. А на таких ответственных концертах фонограмму использовать нельзя, выступал «вживую». Пели все наши известные артисты, Нурсултан Абишевич кушал, а когда я запел, он остановился, внимательно всю песню выслушал, потом с Ильхамом Гейдаровичем подошел, внимательно осмотрел меня с ног до головы. Я подумал, что он сделает замечание по поводу моей одежды, а я был полуспортивно одет, но он говорит: «Вы великолепно поете по-казахски. Надо быть казахом, чтобы так петь». А Полад Бюльбюлевич тогда был министром культуры и он сказал: «Но он же ваш, оттуда, из Центральной Азии, немножко казах». А я говорю: «Ну, зачем вы сказали, что я оттуда, пусть бы он думал, что все азербайджанцы так чисто поют по-казахски». Он говорит: «Ну, я не могу врать президенту», а я: «Нет, не врать, но сделать ему приятно». Когда вижу в Баку азиатские лица, сам подхожу, спрашиваю: «Вы откуда?».
– Какие кыргызские песни есть в вашем репертуаре?
– Народные, современные. Одной из них особенно горжусь: «Хан Бакай».
– Просматривая сообщения азербайджанской прессы о вас, наткнулась на информацию о том, что вы решили отойти от эстрадной песни и посвятить себя исполнению мугама (мугам – жанр традиционной азербайджанской музыки – Прим.авт.), а в будущем, может быть, рэпа. Это так?
– Это, наверное, старое сообщение. Просто хотел попробовать исполнять фольклорную музыку, потому что в Азербайджане бытует мнение, что тот, кто не поет мугам – не исполнитель. Это, конечно, неправильно, потому что каждый поет то, что ему хочется, и в этом преуспевает, джазмен никогда не споет мугам так, как мугамист, а тот не споет джаз. Я люблю мугам, но не смогу исполнить так, как профессионал. Хотел попробовать, попробовал, вроде, получилось, но не думаю, что настолько хорошо, чтобы продолжать в том же духе.
– Можно же исполнять мугам в современной аранжировке?
– Я так и делал. У меня было трио национальных инструментов с барабанами, а обычно они не используются в таких случаях. Некоторые говорили: «Для чего ты так сделал?», некоторые наоборот считали, что отлично.
– А на торжествах высокопоставленных чиновников поете?
– Пою. Иногда даже не знаю, чья свадьба, честно говоря, даже и не интересуюсь: мне звонят, мы договариваемся, потом прихожу и вижу известные политические лица. Если сравнить со здешними свадьбами, то разница в расценках большая. Сегодня меня пригласили спеть на свадьбе здесь, но когда я им назвал цену, они, по-моему, поперхнулись. Здесь коллектив из четырех-пяти человек отрабатывает весь банкет от начала до конца за двести долларов. За такие деньги у нас самый слабый исполнитель, один, без коллектива, не поет пятнадцати минут. Когда меня в Баку спрашивают, сколько стоило мое получасовое выступление раньше, мне стыдно говорить, что на полчаса меня никогда не приглашали, всегда от шести до двенадцати часов. Как можно здесь полчаса, пятнадцать минут спеть и уйти, у вас же здесь не отпустят, не знаю, как на кыргызских, но на свадьбах местных азербайджанцев и турков будет дико, если певец приедет на полчаса. Разница в шоу-бизнесе огромная.
– А если не о ценах, а об организационной стороне? Все уже приближенно к западным, цивилизованным отношениям: контракты, детали, все условия, все предусмотрено…
– Нет. Там более… Говорить «цивилизованно» не совсем точно, более развито, скажем так, потому что здесь с цивилизованными отношениями в шоу-бизнесе все очень хорошо. Просто нет организаторов, но это не значит, что эта сцена не цивилизованная. В Азербайджане всегда ставлю в пример то, что здесь исполнители дают концерты по несколько дней. Здесь над этим смеются: «Биринчи, экинчи, учунчу, тортунчу, онунчу июлда…». Это не смешно, наоборот похвально. Потому что трудно собирать так долго огромные залы даже на бесплатные концерты. Сейчас в Азербайджане только начинает практиковаться проведение четырехдневных концертов, тогда как здесь по полмесяца иногда идут концерты.
– В российском шоу-бизнесе есть деление на кланы: у каналов свои певцы, у продюсерских центров, диаспоры поддерживают своих…
– То же самое есть в Азербайджане. Я, например, почему-то запрещенный певец на азербайджанском государственном телевидении. Музыкальными редакторами телеканалов надо ставить тех, кто так или иначе относится к певцам исходя из оценки их таланта, а не из личных симпатий и антипатий. Я, наверное, кому-то не понравился на АзТВ, но и не переживаю по этому поводу, потому что в Азербайджане масса популярных телеканалов: «Хэзэр», АТВ, АйТВ, «Спэйс», «Лидер», АНС…
– Заметила, что иногда в прессе вас называют «киргизом»…
– Очень хорошо к этому отношусь. Там я всегда хвалю Среднюю Азию, говорю, что здесь аранжировки делают лучше, звукорежиссеры работают лучше. Собственно, что плохого в том, что так говорю? Разделять кыргызскую, казахскую, узбекскую, уйгурскую, туркменскую, турецкую, азербайджанскую музыку могут только не азербайджанцы, потому что мы все родственные народы. Я как-то сказал, что за тридцать лет жизни здесь не видел столько пакостей по отношению к себе, сколько там за три месяца, так журналисты сразу среагировали на эти слова и стали меня «глушить». Но, как говорила Алла Пугачева, «самая хорошая реклама – это негативная реклама», и мне повезло, потому, что благодаря этому я стал известнее. Но самое главное для меня то, что меня полюбил народ. А с журналистами потом подружился, буквально недавно мне вручили награду в номинации «любимчик азербайджанской прессы». Было неожиданно. У нас говорят: «Чекишмэсэн бэркишмэрсэн» – не подерешься, не подружишься. Они просто не знали меня близко, а сегодня у меня много друзей среди журналистов.
– В том, что вы являетесь «киргизом», и состоит, наверное, ваша привлекательность как артиста для азербайджанских слушателей, отличие от других певцов.
– Да, этим и выделяюсь. Даже в исполнении моем где-то проскальзывают азиатские мелизмы, для слуха непривыкшего это особенно заметно и ново. Это мой стиль. Как человек должен быть своеобразным, так и певец должен иметь свое отличие.
– Каким преподавателем была Роза Рымбаева, какой совет подала вам?
– Она, наверное, даже не в курсе, что мне преподавала. Она давала уроки в вокальной студии театра оперы и балета им. Абая, когда я там занимался. Потом я получал уроки у Ермека Серкебаева. Горжусь, что учился у таких выдающихся артистов. Позже мы с Рымбаевой стали близкими друзьями. Был у нее дома, она была здесь, пела несколько песен на азербайджанском из репертуара Бриллиант Дадашевой, Полада Бюльбюльоглы. Рымбаева – это гордость не только казахского народа, она одна из нескольких певиц Союза, которые имели настоящий голос. Вообще кыргызы, казахи, азербайджанцы отличаются силой, динамикой голоса и большим диапазоном.
– Недавно вы посоветовали журналистам жениться и выходить замуж и готовы были петь сорок дней и сорок ночей на их свадьбах. Почему вы хотите «переженить» журналистов?
– Они все мои друзья, и когда вижу, что нет рядом с ними детей, мужа, жены – обидно. Они все хорошие ребята, и я им пожелал, чтобы мне довелось петь на их свадьбах. О личной жизни журналисты часто забывают, имею в виду, профессиональные, преданные своей работе журналисты.
– На мою свадьбу приедете?
– Конечно. Вы тоже еще не замужем? Что ж вы так, эх. Обязательно, обязательно.
– Насколько там развита журналистика, освещающая шоу-бизнес, именно критически, с анализом, а не новостная?
– Очень, очень. Приходят журналисты на презентацию и ищут, чтобы раскритиковать. Это нормально, потому что тогда артист видит свои ошибки и в будущем старается не повторять их.
– А можно о семье?
– Женат, у меня двое детей. Никогда в жизни я не вывожу ее в «свет», считаю это неправильным. Может это смешно, но и когда жил здесь, относился к кыргызкам и казашкам как к сестрам, и сердился, когда видел, что они ведут себя или одеты не так, как подобает скромной девушке. К своей семье я тем более ревностно отношусь, и считаю, что певец не должен выставлять на всеобщее обозрение свою личную жизнь. Раньше о личной жизни певцов не писали и не знали, она оставалась загадкой, а сейчас она у них вся, как на ладони. А я считаю, что моя семья должна интересовать только меня, а я, пожалуйста, буду интересовать всех.
– Давайте вспомним ваш период пребывания здесь. Вы вели свадьбу Айдара Акаева, многие мероприятия...
–Здесь я не исполнял шлягеров на кыргызском языке, а пел на азербайджанском, но меня любили. Это говорит о том, как близки наши народы. Если президент, министры приглашали меня на свои мероприятия, значит, я был здесь востребованным певцом. Мне завидовали, но я не отвечал тем же, не плел интриг, и потому со мной многие дружили. Я всегда говорю, что у меня три родины: Азербайджан, откуда мои предки и где я сейчас живу, Кыргызстан, где провел много лет, и Казахстан, потому, что я родился и вырос там. Кстати казахскому народу многие семьи азербайджанцев, чеченцев, дагестанцев и других народностей обязаны, не просто должны, а обязаны, потому что эта земля спасла и сохранила их в тяжелые 34-37-е годы. Наша бабушка рассказывала, как казахские семьи помогали выживать азербайджанцам, этого нельзя забывать. Если где-то меня обижали, я никогда этого обидчика не ассоциировал со всем народом, потому что основная масса меня любила. Я все время говорю, что самые добродушные народы из тех, кого мне довелось хорошо узнать, это кыргызы и казахи. В этих государствах проживает более 90 национальностей, и каждая чувствует себя дома, и они должны быть благодарны за это. Бог, земля и народ будут поднимать того, кто ценит эту землю, воду и воздух.
– Что для вас музыка?
– Музыка для меня все. Но, если бы меня спросили, мог бы я отдать в жертву музыке свою личную жизнь – «Гурбан верэбилэрсинизми оз хайотинизи сэнэте?», отвечу: нет, никогда. На первом месте для меня семья, потому что если брошу семью, у них никого не будет. А если брошу музыку, то, слава Богу, сейчас поющих много.
– Может, что-то вы еще хотели добавить?
– Хочу еще раз поблагодарить своего близкого друга Шаха за приглашение: мне было очень приятно увидеть родную кыргызскую землю.
Беседовала Алия Молдалиева
P.S. Во время своего визита Аслан жаловался, что в Баку негде отведать среднеазиатской кухни, и мы посоветовали ему самому открыть там ресторан. Недавно азербайджанские СМИ сообщили, что певец собирается открыть в Баку кыргызский ресторан…