Петроглифы Саймалы-Таша

Петроглифы Саймалы-Таша Петроглифы Саймалы-Таша


Петроглифы урочища Саймалы-Таш расположены высоко в горах Ферганского хребта, в его средней части, на высоте 3000-3450 м над уровнем моря и потому очень труднодоступны. Урочище открыто только один месяц в году для посещения. В остальное время массив находится под снегом. И даже летом здесь нередко выпадают осадки в виде снега, дождей, града, а по ложбинкам и саям лежат толстые пласты никогда не тающих снежников. Бишкек gde.kg

Петроглифы Саймалы-Таша


Урочище Саймалы-Таш, где располагаются наскальные рисунки, представляет собой ряд крупных и мелких всхолмлений, отделенных друг от друга ложбинками, саями, оврагами. Поэтому местность с довольно сложным и сильно пересеченным рельефом. Нижняя его точка на высоте 2800 м, а верхняя самая высокая точка - 3450 м над уровнем моря,

Петроглифы Саймалы-Таша


Наскальные рисунки выбиты на отдельных камнях, гладких поверхностях, обломочных пород базальта, покрытых толстой коркой загарного слоя темно-коричневого или иссиня-черного цвета. Выбивка производилась бронзовыми и железными инструментами, путем точечного скола.

Петроглифы Саймалы-Таша


Выделяются три скопления наскальных рисунков: Саймалы-Таш I. II и III. Самый крупный из них Саймалы-Таш I. Здесь выявлено около 10 000 камней с рисунками. Наиболее ранние из них относятся к III- началу II тыс. до н.э., т.е. к эпохам энеолита и бронзы. Они выполнены в так называемом геометрическом стиле, когда туловища животного или человека выбиты в виде прямоугольников или битреугольников. В таком стиле выбивались сцены езды на колесницах и повозках, иногда, возможно, сцены пахоты, некоторые изображения животных и людей. К этой группе тесно примыкают изображения развитой и поздней бронзы. Это древнейшая, интереснейшая и самая многочисленная группа рисунков.

Петроглифы Саймалы-Таша


Следующая группа относится к 1-му тыс. до н.э., то есть к эпохе раннего железа. Рисунки уже теряют геометричность, выполнены грубее и менее детально, преобладает зооморфная тематика и сцены охоты, приручения животных. Имеются рисунки, выполненные в «скифо-сакском зверином» стиле.

Петроглифы Саймалы-Таша


Третья группа рисунков относится к 1 тыс. и. э. и выполнена в так называемом линейном стиле, более упрощенно и грубо, без особых деталей.

Петроглифы Саймалы-Таша




Таким образом, Саймалы-Таш - памятник искусства, источник ценных данных не одной исторической эпохи, а нескольких. Начало его существования - энеолит и ранняя бронза, расцвет приходится на эпохи бронзы и раннего железа, немало рисунков оставлено и в период средневековья. Этот памятник дает нам картину развития изобразительного искусства местного населения на протяжении более трех тысячелетий. С другой стороны, Саймалы-Таш богатейший источник познания быта, мышления, мировоззрения племен и народов, обитавших в горах Тянь-Шаня и Приферганья. Рисунки отражают самобытную и богатейшую культуру местного населения, его религиозные воззрения и тотемно-генеалогические предания, а также их широкие историко-культурные связи с окружающим миром. Одновременно это грандиозное природное святилище, место для поклонения и исполнения ритуальных обрядов для местного населения .

Петроглифы Саймалы-Таша


Саймалы-Таш был открыт для науки в 1902 г военным топографом Н.Г.Хлудовым во время топографической съемки в районе перевала Кугарт. В 1903 г была организована специальная экспедиция под руководством И.Г.Пославского. члена Туркестанского кружка любителей археологии. Спустя сорок с лишним лет, в 1946 г. начинается его научное изучение Б.М.Зимой, преподавателя Киргизского педагогического института в г. Фрунзе. Наиболее значительные и детальные исследования были проведены в 1950 г. А.Н.Бернштамом - профессором из Ленинграда. Им дана более существенная характеристика памятника, к сожалению, в одной, но исключительно емкой статье «Наскальные изображения Саймалы-Таша» в журнале «Советская этнография», № 2, 1952, которая сохранила свое значение и в настоящее время.

Петроглифы Саймалы-Таша


В последние сорок лет Саймалы-Таш посещался и изучался рядом исследователей, как математик Н.А.Подольский, краевед Ю.Н. Голендухин, археологи Г.А.Помаскина (Агафонова), Я.А.Шер и др. Ими внесен значительный вклад в изучение петроглифов Саймалы-Таша. Несмотря на некоторые разногласия и разночтения, ими даны интерпретации некоторых сюжетов, определены хронологические рамки рисунков, сделаны попытки определения места и значения Саймалы-Таша в кругу аналогичных памятников т.д. Однако никем из них Саймалы-Таш не был полностью исследован.

Петроглифы Саймалы-Таша


В 1991г. полное и детальное исследование массива Саймалы-Таш начала К.И.Ташбаева – сотрудник Института истории Национальной Академии наук Кыргызской Республики.

Петроглифы Саймалы-Таша


Отряд под ее руководством проработал здесь семь полевых сезонов (1991-1996, 1999 гг.). Ею осмотрен весь горный массив, выделены скопления Саймалы-Таш II и III, полностью исследованы Саймалы-Таш I и II. Здесь выявлены все камни с рисунками, скопированы, описаны и сфотографированы, а также снят документальный фильм о наскальных изображениях Саймалы-Таша.

Петроглифы Саймалы-Таша


Полный фоторепортаж на photo.kg