Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша Каменные страницы Саймалы-Таша


Саймалу-Таш - небольшое плато, спрятанное на высоте свыше 3000 метров среди вершин Ферганского хребта у перевала Кугарт. Саймалу-Таш в переводе узорчатый, рисованный камень, но это не просто камень или одинокая скала, изрисованная петроглифами, это огромная галерея из десятков тысяч хаотично рассыпанных природой камней, на черной поверхности которых отчетливо просматриваются один, два, а то и несколько высокохудожественных рисунков.

В наскальных рисунках Саймалу-Таша нет фона. Фигуры животных и людей свободно размещены на поверхности камня. В зависимости от угла падения солнечных лучей они то вспыхивают, резко контрастируя с цветом поверхности камня, то вовсе сливаются с его поверхностью.

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша


На рисунках изображены: животные, повозки, пахота, ритуальные танцы - нет сомнения, что древний земледелец, заклиная счастливое рождение и плодоношение в природе, обращал свои мольбы к небу и солнцу. Культовый характер подобных сюжетов подчеркивают и пары мужчин и женщин, символизирующие плодородие.

Рисунки Саймалу-Таша распространяются по обе стороны Ферганского хребта. На северо-восточном склоне хребта насчитывается 91900 изображений. На юго-западном - 15625. Всего же каменная галерея насчитывает 107525 изображений. Центр их скопления отмечен на восточном склоне хребта, около небольшого ледникового озера, которое, видимо, почиталось как священное.

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша


Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами. Это, к примеру, изображения божественных солнцеголовых существ, или же фигуры мужчин с хвостами (очевидно, это ряженые в шкуры животных жрецы), это воины, вооружённые палицами, брачные пары, роженицы. Это «пляшущие человечки», всадники на лошадях, и целые многофигурные композиции с изображением множества людей и животных, сцены охоты и сцены жертвоприношений. Есть изображение колесницы, запряжённой быками. Весьма многочисленны солярные знаки – изображения солнца, особо почитаемого у древних племен. Среди животных наиболее часто встречаются лошади и архары (дикие горные бараны) – обладатели мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся ».

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша


Древние мастера очень искусно использовали материал и расположение каменных полотен-плоскостей, точно оценивая их ориентировку относительно сторон света и, прежде всего, относительно Солнца. При дневном движении Солнца в зависимости от времени суток и угла падения солнечных лучей разные рисунки выделяются в разное время. Места для петроглифов – места каменных полотен - выбирались специальным образом так, чтобы с одного места можно было видеть несколько рисунков и групп рисунков. В долине урочища есть несколько мест, откуда скалы с рисунками видны одновременно целыми группами, объединяясь в сложные композиции. Такие площадки находятся в нескольких десятках метров от рисунков, но рисунки, тем не менее, видны хорошо.

Кроме того, здесь очень хорошая акустика, негромкий разговор слышен метров за 100. Это свойство местности, без сомнения, тоже использовалось в сакральных обрядах.

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша


Среди антропоморфных и зооморфных изображений встречаются и геометрические знаки, аналоги которым можно найти в древних рунических символах. К примеру, вертикально стоящие " гантельки" или "очки" - "древнейший арктический иероглиф, означающий связь между собой двух кардинальных точек года - нижней и верхней. Позже это фрагмент был осмыслен как "нисхождение лета к зиме", в этой руне видны черты древнейшего иероглифа бытия". Крюки в руках "ряженных" - в рунах символ крюка, подтягивающего неба к земле, очень важный символ в мифологии многих северных народов. А олень, символ восходящей половины года, несущий на спине расчерченный на клетки прямоугольник, типичный рунический символ года или дома Солнца? Сами изображения " солнцеголовых", тела их имеют чёткую графику стрелок с руками вниз и руками вверх - опять же, эти знаки находим среди рун, имеющих кроме "божественных" смысловых нагрузок, ещё и календарные. Первые рунические знаки - символы, в которых была закодирована именно картина мироздания во времени: день, год, солнечные и лунные многолетние циклы…



Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша


Известный археолог А.Н. Бернштам так описывает свое посещение этого древнейшего горного храма: «Высоко в горах, свыше трех тысяч метров над уровнем моря, в урочище Саймалы-Таш, что значит “узорчатый камень”, наша экспедиция занималась изучением многочисленных наскальных изображений. Саймалы-Таш – это гигантская картинная галерея древности. В течение тысячелетий, “рисуя” на камнях, люди оставляли здесь, в горах, следы своей деятельности, своего пребывания. Всего, вероятно, свыше ста тысяч изображений нанесено было на скалах Саймалы-Таша. Они были весьма разнообразными, потому что были выполнены в разное время. Самые древнейшие – во II тыс. до н.э.». Среди рисунков и солярные знаки, и сложные многофигурные композиции, изображающие сцены пахоты, ритуальные танцы, охоту. Самую многочисленную группу представляют изображения козлов. Они являлись и являются равнозначными символами таинственной старины и чаще всего встречаются и в сценах охоты, и в сценах столкновений с хищниками. Одни ученые склонны видеть в этом отзвуки борьбы тотемов. Другие – олицетворение древних культов, нашедших свое конечное выражение в зороастризме, где травоядные животные – спутники доброго божества, а хищники олицетворяют зло. Среди них на рисунках наиболее часто встречается волк и снежный барс.С культом солнца связаны солярные знаки. Это и круги с отходящими лучами, и антропоморфные изображения.Некоторые сцены, видимо, являются воспроизведениями древних мифов.

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша


А так как именно в мифологии представления древнего человека о мироздании, его этико-философские воззрения получали образное выражение, то Саймалы-Таш следует считать не только святилищем, но и уникальным хранилищем идеологии жителей той далекой эпохи. Это делает наскальные рисунки чрезвычайно ценным материалом при изучении духовной жизни древних народов.Наскальными изображениями Ак-Чункур и Саймалы-Таш не исчерпываются памятники подобного рода в нашей стране.

СПРАВОЧНО: Петроглифы — наскальные рисунки, особый вид археологических памятников Кыргызстана. Среди других памятников они выделяются не только специфичностью, но своей многочисленностью и сохранностью. Находящиеся в предгорных и горных местностях, они в большинстве районов остаются пока в неприкосновенности. Наскальные изображения — ценнейший исторический источник, представляющий возможность для изучения многих вопросов быта, занятий, хозяйства, религиозных представлений, на что зачастую не дают ответов другие виды археологических памятников. В то же время они являются наиболее древними памятниками изобразительного искусства.

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша

Каменные страницы Саймалы-Таша


Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg