Contemporary art в Кыргызстане

Contemporary art в Кыргызстане Contemporary art в Кыргызстане


Художники из Кыргызстана Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев – участники многих международных выставок. Их, без сомнения, можно назвать основоположниками современного искусства в Кыргызстане. Хотя знают их далеко за пределами нашей страны: и в Америке, и в Европе. О том, что такое современное искусство или contemporary art с ними и поговорим.Бишкек gde.kg

Contemporary art в Кыргызстане


Расскажите, почему вы занимаетесь именно видео?

М.: Я по образованию скульптор, Гульнара – график. Каждый из нас немало сделал в своей области в начале творческого пути. Но после распада СССР, в конце девяностых, к нам пришло понимание того, что фото и видео – лучший способ отобразить ускользающую действительность. Мы работаем в различных жанрах современного искусства, таких как «инсталляция», «перформанс», нас увлекает фото и видео арт.

Contemporary art в Кыргызстане


Вы работаете с видео, но называете себя художниками, почему?

Г.: Художник – это тот, кто занимается творчеством. Живопись, по-моему, в первую очередь имеет декоративную функцию.– это тот, кто занимается творчеством. Живопись, по-моему, в первую очередь имеет декоративную функцию.

Contemporary art в Кыргызстане


Как мы должны воспринимать ваши работы?

М.: Зачастую, метафорически. Например, на фото и видео вы увидите китайские сумки-баулы. Это символ «лихих девяностых». Клетчатые сумки, которые часто встречаются на базарах, узнают не только на территории бывшего СССР, но и в Европе и США. Девяностые годы – начало великого переселения народов, причем миграция происходила не по воле людей. Жизнь вынуждала челноков ехать за границу. Сумки для нас стали метафорой и символом. Кстати, вы заметили, что у них очень модерновый облик? Ведь клетка – символ модернизма. Не случайно западные fashion-дизайнеры быстро подхватили эту идею, выпустили модные сумочки из клетчатого материала.

Contemporary art в Кыргызстане


Скажите, как все начиналось?

М.: Что касается меня, художником решил стать еще в юности. В детстве любил лепить из пластилина. Он повсюду прилипал, и родителям это не нравилось. Отец, видя мои стремления что-нибудь создать, отвел меня во Дворец пионеров. С этого момента и начался мой путь в искусство. Сначала окончил художественное училище в Бишкеке, а потом – в Санкт-Петербурге.



Contemporary art в Кыргызстане


А когда познакомились с Гульнарой?

М.: Мы познакомились в Прибалтике, а именно в Латвии, в городе Дзинтари. Там Гульнара работала в Доме Союза художников. Нас объединило искусство. Через три года поженились.

Contemporary art в Кыргызстане


Почему ваш выбор пал именно на современное искусство?

М.: Современное искусство, на мой взгляд, наиболее социально. Художник не ждет, когда человек придет в музей и увидит его работы. Он сам идет в массы, желая донести свое творчество. Когда мы учились, советская изобразительная школа отличалась чрезмерной академичностью, в то время как на Западе все активно развивалось. Работая с фото и видео, мы постоянно находим для себя что-то новое.

Contemporary art в Кыргызстане


Какие выставки для вас наиболее значимы?

М.: В 2005-м мы с Гульнарой приняли участие на Венецианской Биеннале. Это время можно назвать прорывом центральноазиатского искусства. До этого были выставки в Германии, Швейцарии, Украине. После Венецианской Биеннале посыпались приглашения из Европы и Азии. Два раза у нас были персональные выставки в Нью-Йорке, один раз в Чикаго – это был выход на международную арену.
Расскажите о своих проектах в Кыргызстане.

Contemporary art в Кыргызстане


Г.: Мы организовали 4-ю Бишкекскую международную выставку современного искусства «Бум, Бум!», где поднималась проблема хищнической застройки города. Идея принадлежит Улану Джапарову, архитектору, куратору и нашему давнему другу. Позже в самом неприглядном месте нашей столицы, в центре Ошского рынка, был организован Треш-фестиваль. Устроителями выступила группа Inside Out, зародившаяся в недрах Школы современного искусства Art East, которую мы возглавляем. Главная цель фестиваля – привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды. А где же это делать, если не на Ошском рынке?

Contemporary art в Кыргызстане


Юлия Коновалова для gde.kg
Фотографии из архива героев материала
Полный фоторепортаж на photo.kg